Про обесценивание...

Обесценивание... На мой взгляд, один из самых коварных и несправедливых защитных механизмов человеческой психики. Даже более чудовищный, чем вытеснение. Потому как вытесняя, я, по крайней мере, имею право не брать ответственность за вытесненный материал. Нет в сознании информации - нет проблемы (как минимум, есть такая иллюзия).  С обесцениванием все намного более жестоко. Я знаю, что собой представляет реальность, я знаю, что со мной в этой реальности происходило и происходит, но я пребываю в иллюзии, что это неважно. То есть, я живу с некой травмирующей меня информацией, событиями, которые меня разрушают, но у меня практически нет шансов что-либо предпринимать. Потому, как я не считаю, что это что-то, заслуживающее внимания и моей энергии. Что может быть страшнее?... Да, безусловно, с точки зрения защиты - я отдаю должное этому механизму, защищающему детскую психику от чудовищных переживаний, связанных с психологическими травмами. Но, позвольте. Он же сметает все на своем пути. Обесценивание не дает владельцу права на изменения. Потому, как сама возможность этих самых изменений обесценивается. Меня иногда такая вселенская печаль одолевает, когда я на каком-то этапе работы с       клиентом осознаю, что колоссальные результаты, достигнутые в процессе работы просто равняются с землей, обнуляются. И человек, например, уходит из терапии. Потом, через какое-то время, он снова возвращается в терапию, и начинает все сначала. С еще большим энтузиазмом и оптимизмом. Как далеко он бы мог продвинуться, если бы не скатывал свой "Камень Сизифа" снова и  снова вниз? Насколько меньше денег, времени и душевных сил он бы мог использовать на своем пути? Какие, все же, подлые эти защитные механизмы. Почему они не сдают свои позиции, когда опасность миновала?! Когда взрослый 40-летний  мужчина больше не обязан радовать маму, и может, наконец, дать себе право купить машинку на пульт управлении, а взрослая 35-летняя женщина может разрешить себе устать и сделать выходной в середине недели. Но нет, же. Обесценивание не согласно отступать. Оно повсюду. Даже там, где в его услугах  больше не нуждаются. Кажется, так просто, взять и сказать - "Все! С меня хватит. Мои мысли и чувства важны. Мои потребности имеют право на существование. Я буду делать это прямо сейчас." Да не тут то было. Еще до момента выдачи этой фразы в эфир, она молниеносно обесценивается в голове носителя. И, как полная ерунда, бред, глупые мысли, остается почивать внутри нас. А ей на смену приходит пассивность, жертвенность, "спасительство", все, что угодно, кроме нас аутентичных. Я чувствую, как во мне растет гнев, праведный гнев на тех фигур, заставляющих маленького человека научиться обесценивать - себя, свои потребности, свои чувства, мысли и способности. 

Как много тысяч раз такому взрослому "ребенку" придется повторить идею о том, что он имеет право ЖИТЬ, Чувствовать, любить, получать заботу и защиту, достигать и принадлежать, чтобы он мог в это поверить?! Услышит ли? Поверит ли?...

Write a comment

Comments: 2
  • #1

    Вадим (Tuesday, 28 April 2015 05:58)

    "Я знаю, что собой представляет реальность, я знаю, что со мной в этой реальности происходило и происходит". Чаще всего, в силу не зрелости личности, эта самая личность не может критично воспринимать реальность, но то идеализирует её, то обесценивает!

  • #2

    Валентина (Monday, 02 October 2017 20:21)

    Неужели в защитах и конкретно в этой вы не нашли никакого позитива? Если они есть, то для чего-то они могут быть нужны :-). и даже взрослому человеку с устоявшейся психикой в зависимости от его ценностей.