А теперь о самом главном, о методе моей работы. Речь пойдет о транзактном анализе, автором которого является абсолютно гениальный, как мне кажется, человек - Эрик Берн. В современном мире  словосочетание "транзактный анализ" не вызывает недоумения и непонимания. Дже в банке операции с пластиковой картой называют транзакциями.  Э. Берн под  "транзакциями"  понимал взаимодействия людей, обмен информацией на всех уровнях (вербальный, психологический). Ну а транзактный анализ, соответственно, предполагает анализ тех самых транзакций, о которых шла речь выше. Почему я считаю Э.Берна гениальным?? Потому что ему удалось необычайно сложные процессы, состояния, чувства и поведенческие модели людей назвать словами, понятными 8-летнему ребенку. Почему это важно? Потому что психотерапия - это разговор с "ребенком" клиента, с его детским опытом. И, вполне естественно, что разговор возможен тогда, когда "ребенок" понимает о чем идет речь. Наверное это первая причина, по которой я в свое время обратила внимание именно на этот метод психотерапии. Потому что он лишен навороченных терминов, экзистенциальных умозаключений, пугающих "ребенка" и заставляющих его почувствовать себя еще хуже. 

Я остановлюсь на основных инструментах исследования, которые я использую в работе с клиентами:

1. Эго-состояния

 

Итак, Э. Берн рассматривал личность, как совокупность трех эго-состояний (состояний "Я").

"Родитель" - часть личности человека, которая содержит информацию про нормы, правила, законы, общепринятые положения, модели поведения, принятые с обществе и т.д. Иными словами, девиз этой части личности "НАДО!!!".

"Взрослый"  - часть личности, отвечающая за анализ и оценку ситуации сдесь и сейчас. Тоесть, восприятие того, что происходит в данный момент, без раннего опыта и уже когда-то переживаемых чувств или ситуаций.

"Ребенок" - та самая часть личности, для которой был придуман транзактный анализ. 8-летний ребенок, детский опыт, который человек получил с момента зачатия до нынешнего момента. Эта часть личности представляет особый интерес для терапевта, и собственно, работа с детской частью и есть психотерапия. Почему "Ребенок" есть предметом исследования в терапии? Потому что большинство важных решений, которые управляют человеком сейчас были приняты именно в раннем детском возрасте. И для того, чтобы изменить эти решения, принять другие решения, необходимо побывать снова в том возрасте, в котором принимались эти решения. В этом и заключается психотерапия. Чтобы понять природу возникновения проблемы - нужно найти место, где она появилась, в транзактном анализе это место называется "первичный протокол". И, встретившись с переживаниями и чувствами, присутствующими у клиента в детском возрасте, важно очень бережно провести работу, связанную с изменениями сценария жизни, поведенческих моделей и т.д. 

 

2. Психологические игры

Нэкпсихологические игры - это один из способов структурирования времени, который люди выбирают для ухода от близости, интимности и аутентичного взаимодейcтвия с партнером. Люди с детским запретом "не будь близким" и с множеством других запретов, выбрают игры для получения поглаживаний, необходимых каждому человеку как воздух. Что такое "психологическая игра"? Каковы ее составляющие?

1. Крючок - скрытое послание одного человека другому на психологичемком, тоесть невербальном уровне. Это послание можно распознать только на уровне чувств, эмоций, ощущений, переживаний, и никак не на уровне слов. Такие крючки люди закидывают для того, чтобы начать игру. Например, крючок может выглядеть так: "Мужчины в твоем возрасте уже давно имеют свой бизнес, дом, машину и т.д."  Почему это крючок?? Потому что психологический смысл послания не совпадает с вербальным. Тоесть, истинный смысл, заложенный в это послание звучит так: "Ты неудачник. Я знаю мужчин, лучше тебя. Другие мужчины нравятся мне больше, чем ты". Такого рода крючок, попав в "рыбное место", вызывает ответную реакцию партнера.

2. Клев- это ответ на крючок, привычная реакция из сценария человека, предполагающая продолжение психологической игры. Например, в данном случае клев может выглядеть так: "Ну так иди и найди себе такого мужчину, у которого есть и бизнес и машина и т.д.". Почему это клев? Потому что психологический смысл данного послания снова не совпадает с вербальным. Тоесть, истинный смысл послания звучит так: "Ну скажи мне, что ты любишь меня, не зависимо от того сколько у меня денег и ты не променяешь меня на другого мужчину. Скажи, мне, что тебе никто не нужен, кроме меня". Следующим этапом психологической игры есть :

3. Недоумение - внутреннее ощущение "непонимания", почему сейчас происходит то, что происходит. Почему мы ругаемся? Почему у нас скандал? Ключевая фраза, подтверждающая недоумение звучит так "А что  я такого сказал(а)??" Почему слово "непонимания" взято в кавычки? Потому что закидывая крючок ,человек неосознанно ожидал получить ответную реакцию, но отследить и понять, что происходит на самом деле в психологической игре очень сложно. 

4. Расплата - собственно то, ради чего и была затеяна вся эта психологическая игра. Ради того, чтобы получить мощные переживания, поглаживания, эмоции, внутренний "взрыв". Обычно речь идет про негативные чувства, такие как  обида, вина, гнев, стыд, разочарование, раздражение, и т.д. Но даже не смотря на негативную расплату в результате психологической игры, люди все же выбирают этот способ структурирования времени, потому что он дает возможность быть участником коммуникации, "близости", быть замеченным другим человеком. В конце концов, часто расплата в играх - единственное условие, при котором люди могут разрешить себе секс . После страданий можно устроить яркое примирение.

 

3. Анализ сценария жизни 

Что такое сценарий? Это некая программа жизни человека, которая состоит издетских решений, увиденных и принятых к выполнению запретов, драйверов, поведенческих моделей и т.д. Ключевым вопросом в исследовании сценария является понимание кульминации сценария. Тоесть, как человек закончит жизнь, если будет оставаться в сценарии и жить без особых изменений. В этом случае Э.Берн выделял как минимум три основных варианта:

1. Сценарий "победителя" - счастливая жизнь с хорошим концом.

2. Сценарий "не неудачника" - жизнь среднестатистического человека, не наполнена яркими, счастливыми моментами, но и лишена трагедий, драм, смертей и т.д. 

3. Сценарий "неудачника" - жизнь, заканчивающаяся в морге, в тюрьме, в суде, в реанимации, и т.д. Тоесть, драмматическая программа жизни, все время ведущая владельца сценария к смерти.

Каким образом можно исследовать сценарий клиента? В транзактном анализе я исследую сценарий с помощью "Драмматического треугольника".

Треугольник представляет собой три роли, в которых люди пребывают тогда, когда играют в игры. Выбирая любую из этих трех ролей, человек находится в сценарии неудачника. 

Преследователь - предполагает наличие жертвы рядом, для того, чтобы нападать и получать поглаживания. 

Жертва - роль, заключающаяся в обесценивании себя, своих сил, способностей, своей значимости, и перекладывающая ответственность на внешние факторы, обстоятельства, людей. 

Спаситель - роль, предполагающая наличие и жертвы и преследователя. Жертва нужна, чтобы было кого спасать, преследователь нужен, чтобы было от кого спасать жертву. В любом случае ключевым признаком спасителя есть обесценивание жертвы. Как-будто без него жертва не способна справиться с ситуацией.

Люди, играющие в психологические игры, обязательно находятся в этом драмматическом треугольнике, и способны переключаться с одной роли на другую множество раз. Анализом игр, сценариев и ролей треугольника и занимается транзактный анализ и я вместе с ним.